2020.07.12-08.12. Снова на Алтай — как обычно, через полстраны. Часть 10. Перевал Кату-Ярык

Предыдущая часть тут

2020.07.26

Есть под Чибитом база «Кочевник». Расположена на берегу Чуи. Жилье есть разного уровня цен и удобств. Но даже самое простое без удобств в 2020 году недешево (как было раньше, не знаю). Но можно поставить на территории свою палатку. Это не бесплатно, но бюджетно. Вечерком посидеть у мангала с видом на Чую. Многие в этом году так и делали. Видел своими глазами. Вот на этой базе мы и проснулись.

Мои туристы забронировали через сутки жилье тут же. Я же подешевле под Акташем с трудом нашел базу, где снял домик со всеми удобствами (опять же через сутки) за 2500 руб. Аншлаг. Мест нет. Зачем я это пишу будет ясно в следующей части :).

Сегодня движемся через Кату-Ярык в долину реки Чулышман. А точнее, до базы «Каменные грибы». Нашли в интернете их телефон и забронировали жилье на одну ночь. На всех. Дорога недлинная, но качество ее так себе. Сильно не разогнаться. За последние 4 года ничего не изменилось. Поэтому новых фотографий не делал. Добавлю сюда немного стареньких.

Красные ворота (50.36394, 87.63245).

Если не ошибаюсь, озеро Киделю (50.49849, 87.65031). Вид прямо с дороги.

Улаганский перевал (50.49962, 87.65538). Все в ленточках. Забавная беседка (может вызвать странные ассоциации, хотя может это я такой испорченный). Видов никаких. Есть кафе с низкими ценами, но очень часто все раскуплено.

Очень красивое озеро Учкёль (50.82102, 88.1755) далеко внизу. Есть человек, которого я знаю, и который заморочился и нашел спуск к нему. Обычно все делают фотографию с дороги и проезжают мимо.

Просто вид по дороге.

Доехали до Кату-Ярыка (50.91155, 88.21711) (далее пойдут свежие фотографии). Это, наверное, самый красивый перевал на Алтае. Это очень красивое фотогеничное место на Алтае, до которого легко добраться на обычной машине и не нужно идти многие километры пешком. Хотя я не понимаю, почему его называют перевалом, фактически это спуск в долину реки, в ущелье. На вершине строят какую-то базу, и уже появилось кафе.

Вид на долину Чулышмана вправо.

Внизу видна турбаза и водопад Карасу (50.92535, 88.21972) на противоположной стороне ущелья.

Вид в левую часть долины Чулышмана.

Погода была весьма странной. То шел дождь минут на 5, то светило яркое солнце.

Ну и сам спуск вниз.

Скажу то, что уже говорил я сам ранее и писало множество авторов: спуститься вниз легко, а вот подняться вверх на переднеприводной груженой машине трудно (есть участки с очень большим углом подъема и при этом сыпучий грунт). Но внизу дежурит трактор или УрАЛ. За деньги они затаскивают кого угодно. Местами трудно разъехаться. Для этого есть места по углам шпилек (поворотов дороги на 180 градусов).

Тут я не поленился и снял видео спуска (ускорено в 3 раза). Для внедорожника спуск легкий. Для полноприводной машины в сухую погоду – тоже.

Спустились и поехали по ущелью к месту нашей ночевки.

Доехали до базы «Каменные грибы» (51.10179, 87.98047). Тут, как я писал ранее, у нас забронировано жилье по телефону. Нас ждал облом. Никто ничего не знает. Связи тут нет никакой. Электричество только от автономных генераторов по графику. Ну и МЕСТ НЕТ. Сажусь за руль и начинаем объезжать все базы в округе (их тут много). Расселил своих туристов, и сам тоже заселился за 1200 рублей на ночь.

Вечером за рюмочкой чая пообщался с такими же водителями, как и я. Через эту долину возят туристов все. Все недовольны массовым взлетом цен и кидаловом с жильем. Паром через Телецкое озеро, говорят, на прошлой неделе подорожал (паром ходит летом с севера озера на юг и обратно). Стоил 10 тысяч рублей с машины; сейчас — от 15 тысяч. И все в таком же духе. На этой ноте разошлись спать. Завтра идем на водопад Учар.